|
|
|
|
Публикации27.12.2007 Как наши гигантского морского угря в Англии ловили
Отправляясь в сентябре 2007 г. на 5-дневный Чемпионат Европы по морской рыбалке с катеров и по морскому ультралайту в Англию, который ежегодно проводится под эгидой Европейской Федерации Морских Рыболовов (EFSA), никто из нас не имел до этого опыта ловли гигантского морского угря – одного из самых ценных и желанных трофеев для каждого морского рыболова. Поэтому наряду с подготовкой непосредственно к самому Чемпионату мы уделили немало времени предварительному сбору информации и приготовлению снаряжения для ловли именно этого вида рыбы (ее английское название – Conger Eel).
Итак, что же представляет собой гигантский морской угорь и как его ловить? Это, конечно, не анаконда, но принять его за гигантского морского змея вполне можно, так как и его внешний вид, да и размеры чем-то ее очень напоминают (кроме разве что цвета). По длине эта рыба может достигать 3 метров! Рекордный угорь, выловленный на спортивную снасть в 1995 г. на юге Англии потянул на 130 фунтов (около 60 с лишним кг), а у рыбаков-промысловиков попадались экземпляры весом и до 250 фунтов (свыше 110 кг)! В Англии даже существует Клуб «Conger Eel», входным билетом, в который является поимка экземпляра весом не менее 40 фунтов (чуть более 18 кг).
|
Гигантский морской угорь ведет чисто донный образ жизни, а любимыми местами его скопления является скалистое и сильно рассеченное дно с многочисленными трещинами и другими естественными укрытиями, где он прячется, поджидая свою добычу. Чем-то эта рыба по поведению и внешнему виду также напоминает и мурену, но в отличие от нее достигает гораздо более крупных размеров и живет в основном на шельфе Северного моря. Наибольшая концентрация крупных угрей - конгеров наблюдается обычно в районах искусственно созданных укрытий – так называемых «wrecks» - многочисленных в Английском проливе затонувших из-за штормов или потопленных во время 2-й Мировой войны судов. Они являются идеальным местом укрытия для гигантского морского угря, а также привлекают множество других видов рыб (треска, люр, паутинг и др.), на которые он охотиться. В связи с этим самым популярным и успешным видом морской рыбалки на конгера в британских водах является так называемая «wreck fishing» - рыбалка вблизи останков затонувших кораблей, которые хорошо известны всем местным шкиперам рыболовных катеров и нанесены на морские карты, а также находятся в памяти их навигационного оборудования.
Район г. Веймута на юге Англии славится именно рыбалкой на гигантского угря. Каждый год здесь проводятся очень популярные турниры по его ловле, а места на катерах бронируют за год и даже еще раньше до начала соревнований. Организаторы Чемпионата Европы помогли нам забронировать один из катеров для тренировок до начала наших соревнований. Один из трех тренировочных дней мы посвятили именно wreck fishing, а также не смогли отказать себе в удовольствии еще раз половить конгеров уже после Чемпионата в самый последний день перед отъездом домой.
|
Мы были заранее предупреждены, что приливно-отливные течения в этих водах могут достигать значительной силы и поэтому, во-первых, необходимо было использовать более тонкую плетеную леску, а не толстую мононить, а во-вторых - довольно большие груза (до 1 кг), чтобы иметь возможность доставлять приманку до дна. Нам повезло с тем, что два члена нашей команды доехали до Англии из Москвы на своей собственной машине, что дало нам возможность отправить с ними примерно по паре десятков 600-700 граммовых грузов на каждого члена команды (всего нас было 11 человек). Кроме того, погода также благоприятствовала нам, так как ветра почти не было, светило солнце, а градусник показывал 20-22 градуса Цельсия.
Уже в 6:30 утра мы приехали в порт и, прежде чем грузится на наш катер – Flamer 3 зашли в неподалеку расположенный местный магазин рыболовных снастей, который работает здесь всегда даже в столь ранний час в разгар рыболовного сезона (апрель – октябрь). В магазине мы приобрели наживку – замороженную макрель, а также тушки мороженных кальмаров. Можно было еще купить и песчаного червя в упаковках по одному фунту, но он здесь хорош для ловли других видов рыб (губан, морской лещ, люр, разные виды камбалы и некоторые другие разновидности), а не для конгера.
Лучшей насадкой для ловли угря считается целая тушка макрели, разделанная специальным способом. Можно просто снять с боков две филейные части и – две насадки у вас готовы. Каждую их них насаживают за головную часть на крючок размером 6/0 – 8/0 таким образом, чтобы получалась призывно колышущаяся на течении полоска, которая раздражает хищника, как своим движением, так и запахом. Если вы хотите поймать действительно трофейный экземпляр (помните правило – чем больше приманка, тем крупнее рыба?), то используется целая тушка макрели, из которой полностью вырезается хребет вместе с хвостом. Таким образом, получается две кровоточащие продолговатые филейки, держащиеся на голове макрели. Крючок размером 8/0 – 10/0 продевают через голову (либо через оба глаза, либо через нижнюю челюсть приманки) так, чтобы его изгиб с острием обязательно выступали как минимум на несколько миллиметров из приманки. Еще более привлекательной для конгера приманкой становится макрель, замаринованная в специальном маринаде примерно за двое суток до рыбалки, а затем замороженная. В этом случае подсаженная на крючок приманка постепенно оттаивает в воде и источает совершенно неотразимый и призывный для конгера аромат, который и выманивает его из-под укрытия. Для дополнительной привлекательности мы также пробовали использовать специальные морские фидерные кормушки на наших донных оснастках, которые набивали рыбьей требухой, либо мелко порубленными кусочками макрели, что тоже работало.
|
Для конгерной ловли мы использовали следующее снаряжение.
Спиннинги – мощные 30-50 Lb морские удилища типа Penn Boat Never Crack, Shimano Boat Beast Master, Shimano Antares Braid, D.A.M. Boat Steel Power и другие.
Катушки – исключительно мультипликаторные типа Shimano Tekota 800, Penn GTI 340, Daiwa Saltiga 30 и им подобные.
Основная леска – только плетеная диаметром 0, 25 – 0,4 (тестом 25-40 кг) с размоткой не меньше 270 метров (для полного заполнения барабана катушек делали подмотку из монолески диаметром 0,6 – 0,7 мм).
Обязательно – поясной упор - для более удобного вываживания и выкачивания крупной рыбы. Желательно для этой цели еще иметь и грудную обвязку с карабинами, но для ее использования катушка должна быть оснащена специальными проушинами, куда пристегиваются карабины (подходит, например, катушка Penn GTI 340).
Крючки – размером 6/0 – 10/0, желательно специальные морские, кованные, серебристого цвета (почему-то на черные клевало хуже). Крючок крепится к поводку из монолески диаметром 1,0 – 1,5 мм (либо привязывается, либо крепиться зажимными трубочками) и длиной от 1,5 до 10 метров. Монолеска необходима для того, чтобы гасить сильные рывки рыбы при ее вываживании. Если поводок длинный, то он крепиться к шнуру основной лески специальным узлом, который свободно проходит через кольца спиннинга, когда рыба подтягивается к поверхности воды. Если короткий – то через вертлюжок тестом 150 – 200 Lb.
В 1,5 – 2,0 метрах выше крючка с наживкой крепится скользящее коромысло-противозакручиватель с грузилом. В зависимости от силы течения, которая меняется в течении дня, вес груза варьируют от 100 гр. до 1 кг. Вот собственно и вся снасть для ловли конгера. Главное – быть уверенным, что все компоненты снасти надежные и выдержат сопротивление сильной рыбы. После поимки каждого более-менее приличного экземпляра нужно обязательно проверять целостность монофильного поводка – у конгера очень острые мелкие зубы и сильные челюсти, поэтому нередко 1,5 мм поводок после поимки более-менее приличного экземпляра (а рядовыми здесь считаются экземпляры весом 15 – 25 кг.) уменьшается в диаметре почти вдвое! В связи с этим некоторые рыболовы предпочитают использовать стальные поводки, но они не удобны когда ловят по принципу «поймал - отпусти» (а это – сейчас доминирующий принцип при ловле гигантского угря в Англии), так как стальной поводок может прорезать руки даже через специальную толстую перчатку, да и отрезать его невозможно, когда рыба снимается и выпускается прямо в воде без подъема на палубу катера.
|
Как правило, рэки (wrecks) – останки затонувших кораблей находятся на расстоянии 30 – 40 миль от берега, поэтому добраться до них на скоростном катере, рассчитанном, как правило, на 8 – 10 человек, можно за час – полтора. По пути до места лова мы остановились, чтобы наловить свежей макрели, изобилующей в здешних водах на случай если нам не хватит купленной в магазине наживки. Во время остановки и на переходе к месту ловли шкипер объяснил и показал нам как лучше разделывать макрель, как ее насаживать и как делать запасные поводки из монофила. Еще одним его условием был принцип «поймал – отпусти», поэтому он объяснил нам наши и его действия при подъеме рыбы к борту судна. При подтаскивании рыбы к борту катера рыболову лучше сделать несколько шагов назад, освободив место у борта шкиперу. Далее шкипер освобождает рыбу прямо в воде. Оказываться, что для выбивания крючка из пасти рыбы в воде существует специальное приспособление, которое используется всеми шкиперами на катерах для спортивной ловли. В случае, когда рыба заглотала крючок слишком глубоко, его просто отрезают вместе с куском монофильного поводка и, таким образом, отпускают рыбу, не поднимая ее на борт (вот почему шкипера не любят, когда рыболовы используют проволочные поводки). Впоследствии крючок довольно быстро выгнивает, и рыба может опять свободно питаться. Сразу скажу, что нам попадался не один «одноглазый пират» с многочисленными шрамами, который, видимо, неоднократно встречался с крючком рыболова и раньше.
Другой причиной, почему шкипера не любят поднимать конгеров на палубу своих катеров, является безопасность их пассажиров. Гигантский угорь является очень сильным и опасным противником. При вываживании он многократно вращается вокруг себя, а, оказавшись на палубе, может легко прокусить насквозь сапог рыболова, либо, ухватившись за его руку, напрочь выкрутить все пальцы. Наш шкипер рассказал, что неоднократно наблюдал картину, когда при попытке подъема трофейного экземпляра конгера на палубу, на ней очень быстро оставались только он и борющейся с рыбиной рыболов. В то время как все остальные 8-10 участников рыбалки как будто бы стремились побить мировой рекорд по тому, как быстро все они одновременно могут втиснуться в его рулевую рубку!
Успешность рыбалки на гигантского угря при ловле типа wreck fishing очень во многом зависит от искусства шкипера при правильной постановке катера на якорь вблизи затопленных останков корабля. Обычно катер ставиться на якорь в 60-70 метрах выше по течению от «рэка». При этом для оптимального положения катера и подачи приманки как можно ближе к «рэку» шкиперу необходимо учитывать такие факторы, как скорость и направление ветра, силу течения и режим его смены в течении времени нахождения на точке лова. Дальнейший успех зависит уже целиком от опыта и умения самого рыболова.
|
Главным советом по технике лова, которым поделился с нами шкипер перед началом рыбалки, была рекомендация не спешить с подсечкой сразу после первой поклевки и дать конгеру время на то, чтобы распробовать «угощение» и заглотать приманку. Кроме того, он сказал, что не стоит форсировать и вываживание, так как чем сильнее рыболов тянет леску на себя, тем мощнее сопротивляется рыба. При этом после того, как рыба засеклась, было важно не дать ей уйти вместе с приманкой под «рэк», где вероятность обрыва и потери снасти многократно увеличивалась.
Среди рыболов - специалистов по конгеру существует даже такая шутка, что как только вы почувствуете характерные «тычки» угря, пробующего приманку, можно расслабиться, выкурить сигарету, перекинуться шуткой с друзьями. И только когда конгер устремиться со своей добычей в укрытие, а удилище рыболова будет готово выскочить за борт, необходимо крепко ухватиться за него и, сделав мощную подсечку, попытаться остановить и удержать рыбу на месте. Если вам это удалось, то только затем начинается настоящая борьба.
Наши первые поимки конгеров, пока мы еще не набрались необходимого опыта, выглядели следующим образом. Насаживаешь приманку (филе макрели), подбираешь величину груза в зависимости от силы течения с тем, чтобы доставить ее на дно поближе к «рэку» и опускаешь снасть на дно. При попадании приманки на дно выставляешь тормозной рычаг на мультипликаторе в боевое положение и ждешь. В какой-то момент кажется, что дно «потеряно» из-за того, что груз, наверное, приподняло течением. Чтобы «найти» его опять – сбрасываем тормозной рычаг и начинаем выпускать леску, а дна все нет и нет! Тогда возвращаешь рычаг назад на торможение и вдруг – полное ощущение зацепа! Спиннинг сгибается в дугу и никакого движения ни туда, ни сюда! Шкипер тут же говорит – это конгер, начинай вываживание! Начинаешь пробовать поднять «зацеп», а он идет! Тихонько, но поднимается! В зависимости от величины, рыба иногда при ее выкачивании совершает броски в глубину, при этом правильно отрегулированный фрикцион сбрасывает порядка 8-10 метров лески. Затем приходится отвоевывать их назад. Вблизи поверхности рыба уже устает и сопротивляется не так сильно.
В первый день конгерной рыбалки во время тренировок перед Чемпионатом мы поймали 22 или 23 угря на катере с 9 рыболовами. Каждый поймал от 1 до 4 угрей средним весом около 30-35 фунтов (14 – 16 кг). Все они были отпущены назад в воду без подъема на палубу. Кроме того, когда течение стихло, и угри взяли небольшой перерыв, нам удалось выловить еще два неплохих экземпляра и других рыб – морскую щуку (мольву) на 5,5 кг и люра на 5 кг, которых взяли с собой, чтобы попробовать свежей рыбки из Ла-Манша.
Только на второй день, полностью посвященный рыбалке на гигантского угря, мы окончательно разобрались в своих основных ошибках, из-за которых часто после первых поклевок мы вытаскивали из воды оставшуюся на крючке жесткую голову макрели с остатками ее «обсосанных» филейных частей. Окончательное понимание как лучше всего ловить трофейного угря пришло после того, когда с автором этих строк произошел следующий случай. Поймав уже перед этим пару небольших (10 – 12 кг) угрей я насадил целую макрель с вырезанным хребтом на крючок и забросил снасть в воду. Убедившись, что приманка легла на дно, закрыл тормозной рычаг и стал ждать поклевки. В какой-то момент шнур вдруг начал достаточно быстро сматываться с барабана катушки. В первый момент показалось, что я забыл сбросить тормозной рычаг в стопорное положение. Проверяю рычаг – нет, все вроде бы на месте, а шнур все продолжает и продолжает сматываться! Фрикцион до этого был хорошо отрегулирован и исправно отрабатывал при вываживании предыдущих рыбин. Прикручиваю фрикцион потуже, практически до максимума, спиннинг в дугу, пытаюсь удержать гиганта, так легко стаскивавшего шнур с катушки до этого в режиме закрытого тормоза. Несколько секунд неимоверного напряжения, раздается характерный звук лопнувшего 60 либрового шнура и на другом конце снасти разочаровывающая легкость…
|
Оставалось только догадываться какого размера был этот «зверь», но то, что явно больше 70 – 80 фунтов (30 – 35 кг), это точно.
Следующий заброс делаю немного по другому. После того, как приманка легла на дно, лучше не ставить тормозной рычаг в режим «стоп», а притормозить барабан катушки большим пальцем. Когда угорь только начинает пробовать приманку, очень важно дать небольшую слабину, и даже сдать некоторое количество шнура. Это дает конгеру возможность не торопясь заглотать всю приманку, развернутся, и направится с ней в свое укрытие. Вот только после этого нужно сбросить тормозной рычаг в боевое положение и начинать борьбу. В противном случае количество результативных подсечек сокращается вдвое или втрое.
После первой подсечки, убедившись, что рыба на крючке, лучше не форсировать вываживание, а просто подержать ее в натяг. При этом сильное течение будет в какой-то степени работать на рыболова, так как его силой угря оторвет от дна и не даст ему уйти в укрытие. Только убедившись, что это произошло, и вы хорошо удерживаете рыбу, можно начинать выкачивать ее на поверхность.
Самым крупным экземпляром из пойманных 15-16 конгеров нашего второго дня был экземпляр на 65 фунтов (29,5 кг), которого поднял Тахир Аллаутдинов. Попалось также 3 – 4 конгера в районе 55 фунтов (25 кг), а остальные были от 20 до 40 фунтов (9 – 18 кг).
Понимая, что это наш последний перед отъездом день на рыбалке, мы стали всячески уговаривать шкипера поднять на палубу одного - двух наиболее достойных экземпляров, чтобы попозировать с ними перед фотоаппаратом. В ход даже пошли обещания сделать рекламу о его катере в одном из наших рыболовных журналов, что ему очень даже понравилось.
Несмотря на это, сначала шкипер пытался отшутиться и сказал, что лучше этого не делать, если мы хотим, чтобы кто-то остался способен отвезти нас назад домой, намекая на себя и на опасность всего предприятия. Но мы были настойчивы и, условившись, что будет соблюдаться полная предосторожность, что конгер будет недолго на воздухе и в обязательном порядке отпущен, а палуба катера тщательно отмыта нами после окончания рыбалки от его слизи, согласие шкипера было получено.
|
И вот, наступил момент, когда очередной приличный экземпляр (оцененный шкипером на глазок в 55 – 60 фунтов, или что-то порядка 27-28 кг) был подтянут к корме катера. Шкипер взялся за свой багор и подошел к поручням, но в этот момент вперед вышел наш Виктор Аликин, опытный волжский сомятник, который привез в Англию свой собственный, проверенный много раз на 40 – 50 килограммовых сомах титановый багорик. Встав для удобства на лавочку у самого борта катера, он примерился и с первого же точного удара подбагрил конгера прямо под нижнюю челюсть! Через мгновение присмиревший до неузнаваемости «зверь» был вытащен на палубу, а занервничавший, было, шкипер расслабился и предоставил нам полную дальнейшую свободу действий как при фотографировании вместе с трофеем, так и при вытаскивании на борт следующего хорошего экземпляра, который попался Елене Лапениной!
Нужно ли говорить, что сессия по позированию угрей прошла по всем лучшим канонам современного кастинга! Каждому досталась на память хорошая фотография вместе с трофеем, а вся процедура заняла не более 4 – 5 минут и уже через мгновение немного потерявший, сначала, ориентировку конгер уходил на глубину, чтобы оправиться от перенесенного стресса до приезда следующий группы рыболовов.
Весной 2009 года Европейская Федерация Морских Рыболовов (EFSA) планирует проведение чемпионата по целевым видам рыб именно в г. Веймут, где мы практиковались в 2007 г. А целевым видом уже определен гигантский угорь! Думаю, что мы обязательно постараемся принять участие в этих интереснейших соревнованиях и шансы дать хороший бой, как нашим соперникам, так и трофейным конгерам у нас теперь определенно есть!
|
архив »
|
|
|
|
12.03.2022 |
|
|
|
|
|
|
|
12.03.2022 |
|
|
|
|
|
|
|
07.02.2021 |
|
|
|
|
|
|
|
29.12.2020 |
|
|
|
|
|
|
|
архив » |
|
|
|
|